Рубрики
Импровизация

Правила импрова

Вот, что TJ&Dave пишут про “правила импрова” (из книги “Импровизация на скорости жизни”):

Людям нравятся правила. В мире много правил, которые говорят нам как ходить, как играть в игры, как одеваться, как садиться на самолет, даже как дышать. Импровизация не избежала влияние “правил”.

Я часто слышу от ребят, пришедших ко мне курс: “Ну, есть же такое правило”.

Очень круто, когда человек сам выводит для себя правило, отмечая, что работает, что нет. Поэтому, каждый раз, когда человек так говорит, я хочу слышать: “У меня есть такое правило” — именно так нужно говорить, потому что думающий импровизатор, приходя на курс полностью его под себя переписывает, подгоняет под себя, меняя терминологию и встраивая в свою, уже устоявшуюся систему импровизации.

Давайте посмотрим… вот, например, некоторые из “правил импрова”, о которых, не думая, говорят чаще всего :

  • Всегда говорите: “Да, и…”
  • Никогда не говорите: “Нет”.
  • Знайте друг друга.
  • Никогда не задавайте вопросов.
  • Не говорите о прошлом.
  • Установите “кто, что и где” как можно скорее.
  • Не играйте сцен, где покупают или учат
  • Показывайте, а не рассказывайте.

Чаще всего упоминают, конечно, “Да, и”. Результатом буквального прочтения этого правила становится практика “накидывания” новой информации в момент игры на сцене – это когда импровизатор, думая, что делает это от лица персонажа, а на самом деле от лица актера-импровизатора, прямым текстом, маскируя его под диалог/монолог прописывает основные факты истории взаимоотношений персонажей.

Я, особенно в начале курса, даю возможность доиграть такую сцену.

В ней, в большинстве случаев, есть только один человек: он говорит, и говорит, и говорит, и говорит. Второй импровизатор, когда такое случается, чаще сразу теряет “своего” персонажа, потому что с определенного момента – он лишь марионетка в руках импровизатора-режиссера: он молчит, “поддерживает” и делает то, что ему говорит уже не партнер по сцене, а режиссер-драматург.

Есть также упомянутые выше “Правила кухни”. Мы не ставим под сомнение опыт и талант тех импровизаторов, которые придумали эти правила, но мы также не считаем, что идеей этих правил было сковать будущих импровизаторов. Часто наша человеческая натура приводит нас к тому, что мы начинаем трактовать написанное буквально, слово в слово, что приводит к тому, что такие правила теряют свою актуальность.

О чем люди часто забывают, так это то, что правила есть лишь собранные в одном месте результаты наблюдений за характеристиками сцен, которые на постоянной основе были успешными. Но следствие не всегда указывает на причину. Если вы такие же как мы, вы спрашиваете себя: “Почему именно это сочетание факторов работает лучше всего?” Что ж, давайте пройдемся по этому списку из семи правил.

Итак, самое знаменитое правило:

Правило номер один: Всегда говори: “Да, и…” Несмотря на то, что согласие (установившейся реальности) является необходимым условием, мы не трактуем слова “Да, и…” буквально, потому что это приводит к бездумному принятию любого, предложенного вашим партнером, курса действий.

Труднее всего говорить “Да” безумным предложениям партнера. Чтобы их принять нам приходится идти против здравого смысла, преодолевать чувство разумного, чувство правды в сцене.

Мне представляется, что такие предложения являются результатом отсутствия моментальных последствий для импровизатора: вне сцены заботливый, вдумчивый, стремящийся не обидеть никого человек на сцене вдруг становится абсолютным безумцем – театральная условность импровизационной сцены дает ложное ощущение вседозволенности, ненаказуемости, непогрешимости, ощущения импровизаторского бессмертия, когда “убив” себя на сцене, и не обязательно в прямом смысле, а предав, подставив своего партнера ради смеха в зале, в следующей сцене, или даже в этой же, мы себя возрождаем, словно это анекдот из детства, когда убитый в “войнушке” человек поднимается снова со словами: “И тут я из последних сил”.

Рубрики
Импровизация

TJ&Dave, разбор спектакля Blurting in Earnest

Видео: https://t.me/improvmoscow/1434

Вот она пауза. Большинством из нас она воспринимается как провал, как признание того, что мы не знаем, о чем, в первую очередь, нам говорить, что делать дальше. Заканчивать сцену?

Курс “Импровизация на скорости жизни”
12.06, 13.06, 14.06, 15.06, 4 дня с 12:00 до 17:00 перерывом Стоимость 22 000 руб.
https://www.improvmoscow.ru/improv-offline/

Если вы играете со сменой сцен из вне, то именно в этот момент на сцене появляется импровизатор с новой, лучшей идеей того, куда должна идти история – он сменяет импровизаторов на сцене или вводит в уже существующую сцену нового персонажа.

Вот в чем преимущество парной импровизации, дуэтов – там больше никого нет, нет нависающих над тобой импровизаторов, есть только человек, уже находящийся в импровизационном мире и только он может по-настоящему понять, что сейчас действительно нужно сцене, он драматург изнутри, он чувствует, на какие вопросы и кто может сейчас ответить, и играть это тоже ему.

Естественная тишина, органичная пауза: писатель пишет, молча; человек, о ком пишут сидит тихо, думая о чем-то своем, о прошлом, может быть будущем, и главное — настоящем.

У Дэвида, поставившим на повтор очень простой комплекс физических действий, есть время подумать о том, что происходит как драматург и как режиссер: персонаж Ти-Джея живет один? Если не один, то с кем? В соседнем доме, моем доме была женщина, в этом доме есть женщина? Кто? Жена, сестра, мать? Приходящая помощница по дому?

Он входит осторожно, боясь спугнуть момент, в котором может оказаться место для еще одного человека. Он не бросается в сцену с потоком новой информации, он ничего не “набрасывает”, он аккуратно, с уважением к миру, который уже открыт входит в него, пытаясь, в первую очередь себе, дать ответы на повисшие в воздухе вопросы.

Я вижу женщину, которая живет в доме, но живет как бы отдельно. Такое случается, дети взрослеют, но остаются жить в доме своего детства. Или когда супруги, не имея возможности разъехаться, остаются жить вместе после развода. Так бывает.

Киллиан смотрит на женщину, как бы вспоминая, она, затаив дыхание, пытается понять с каким Киллианом она сегодня разговаривает – грубым, забывающим все, раздраженным, ненавидящим себя человеком, у которого травма головы отобрала жизнь или веселым, озорным, быстрым, сообразительным большим ребенком, которого она знала и до сих пор любит.

“Чем мне ему помочь, может, он голоден, он отказывался от того, что готовила я, я не знаю, чем он питается, он не хочет моей помощи, но сейчас, с другом его детства, писателем в доме, я чувствую, что могу вновь с ним говорить”, – думает она.

Он делится с ней новостями последних дней, спрашивает про собаку, с гордостью показывает купюру с его портретом на ней – и мы узнаем, что это его мама, он ее сын: “Твой ребенок (kid) на деньгах”. Он просит забрать ужасную пиццу и этим к ней возвращается – она снова будет для него готовить.

«Умничка», говорит она ему. И еще: «А я тебе говорила». Что память вернется, воспоминания вернутся, ты вернешься.

Рубрики
Импровизация Книга Открывая мир лучше

Собаки Чарны Хэлперн

Вышла Чарна. Нет, не так. Сначала на сцену вышли собаки Чарны, а уже потом вышла Чарна. Чарна, всю жизнь отдав своему театру, не имея детей окружила себя безумным количеством собак. В театре с ней постоянно находились две или три, и еще дома, как я слышал. Собакам Чарны можно было ходить везде и всегда. Но то она и хозяйка.

Из книги «Открывая мир лучше. Импровизация без предлагаемых обстоятельств», стр. 122
Рубрики
Импровизация Книга Открывая мир лучше

Сьюзан Мессинг

Небольшая подборка видео с Сьюзан Мессинг.

Я тогда не знал, кто такая Сьюзан Мессинг, поэтому вместо нее записался к Дине Фэклис, той самой, которой сначала в 2011 году дали звание импровизатора года, а через несколько лет попросили из «Армандо». Театр, что тут скажешь, как и любой другой.

Из книги «Открывая мир лучше. Импровизация без предлагаемых обстоятельств», стр. 121

Вопрос: «Почему импровизации нужно учиться именно в iO?»

Сьюзан Мессинг: «Если вы никогда не занимались ничем таким, то импровизации нужно идти учиться в iO, чтобы почувствовать уверенность в себе, почувствовать что такое настоящая групповая поддержка, что такое забота людей вокруг тебя.

Что касается актеров, то iO учит «приземленному» импрову, реалистичному, связанному с правдой жизни. Поэтому, когда ко мне обращаются за советом актеры, я рекомендую им сначала пройти школу iO, а уж потом идти учиться другим стилям импровизации.

Работа с правдой в комедии, на которой основана философия iO, позволяет не «работать» над смешным в сцене, не придумывать смешное, а «открывать» то, что есть в человеке, что уже смешное само по себе.»

Вопрос: «Что вы хотите, чтобы ваши студенты унесли с собой после ваших занятий в первую очередь?»

Сьюзан Мессинг: «Если вы не гонитесь за смешным, если вы снова и снова остаетесь верными своему выбору, то вы найдете смешное, я вам это гарантирую.

Ваш успех — это успех ваших партнеров, поэтому заботясь в первую очередь о них и во второю очередь о себе, вы естественным образом добиваетесь хорошей сцены.

Свободно выражайте радость в сцене, наслаждайтесь тем, что происходит, потому что, радость на сцене передается всем, кто за вами наблюдает, и все начинают получать от происходящего удовольствие.

Вот, пожалуй, и все.»

https://www.youtube.com/watch?v=6nfhdLGYdlY
Рубрики
Импровизация Книга Открывая мир лучше

Интенсив iO, группы

Я не помню, как я узнал в каком я потоке. Скорее всего висели списки на одной из стен, да. А рядом висели отдельные листочки для записи на пятничные семинары.

«Открывая мир лучше. Импровизация без предлагаемых обстоятельств»
стр. 121

Я вспомнил — нам раздали вот такие листочки с номером группы (section), я был во второй, именами преподавателей (instructor) по неделям и местом занятий. И еще список, не полный, пятничных семинаров, на которые можно было записаться в отдельный листочек, который, да, висел на стене у сцены.

Не имея своей [большой репетиционной] базы, iO арендовал на время летнего интенсива площадки в шаговой доступности от театра.

«Открывая мир лучше. Импровизация без предлагаемых обстоятельств»
стр. 121

Также нам дали карту всех площадок Чикаго, которые могут нам быть интересны. Здесь, кроме iO, Second City и Annoyance отмечены CIC (Chemically Imbalanced Theater), уважаемый независимый импров- и не только театр со своей школой, ComedySpotz — это кому короткая форма ближе, и даже стендап-клуб Zanies, в котором когда-то выступал Дэвид Паскуэйзи из дуэта TJ&Dave.

map

Как вы видите, все они находятся в шаговой доступности друг от друга, образуя такой театральный район.

Рубрики
Импровизация Книга Открывая мир лучше

Общее собрание в iO

Выступил директор учебного центра, у которого офис был тут же в маленькой комнатке в самом театре. Он рассказал что и где находится, где учебные аудитории, как получить ID, куда с ним можно пройти, а куда нет.

«Открывая мир лучше. Импровизация без предлагаемых обстоятельств»
стр. 121
Видео с интенсива 2011 года, за год до моего. Снимала Тара ДеФранциско, мой преподаватель на пятой неделе, в кадре (по мере появления) зав. учебной частью Ли Брэкет, один из моих преподавателей четвертой недели (их было двое) Джет Эвелет, основатель iO Чарна Хэлперн, Стив Уолтиен из ISC (Юра Саватеев его хвалил как преподавателя).
Рубрики
Импровизация Книга Открывая мир лучше

Интенсив в iO, билеты на TJ&Dave

 Я не верил своей удаче, потому что за пять недель я смогу посмотреть не пять, я десять спектаклей дуэта [TJ&Dave], причем в один день, в среду 11 июля два, в семь в «Театре на озере» и в в 11 вечера в iO.

«Открывая мир лучше. Импровизация без предлагаемых обстоятельств»
стр. 120

Плюс один раз в мой первый приезд в Чикаго в 2011 и еще один в 2014 году в Копенгагене — итого я посмотрел 12 живых спектаклей дуэта TJ&Dave.

Рубрики
Импровизация Книга Открывая мир лучше

Интенсив в iO, письмо

Где-то за месяц до начала интенсива пришло вот такое письмо. Я некоторые моменты переведу, вкратце:

  1. Если вы не приедете, напишите нам. Мы не обидимся, просто нам нужно знать, можем ли мы еще набирать людей в группы. Если вы не попадаете на интенсив, вы можете передать свое место другу, пройти курс позже, в том числе в филиале iO в Лос-Анджелесе. Возврата денежных средств не предусмотрено.
  2. Если вы оплатили только половину, скорее оплачивайте оставшуюся часть. Если у вас возникли проблемы с оплатой, напишите нам, мы попробуем найти выход, решение всегда есть.

Вторая часть письма содержала информацию общего плана, такую как расположение театра (он рядом с бейсбольным стадионом и в дни игр в метро много людей,

как добраться, что район в общем тихий, но город есть город, поэтому в 4 часа утра в наушниках по улицам лучше не ходить;

что в отличие от Европы, в США алкоголь продают не с 18 лет и поэтому в бар, если вам нет 21 года вас могут не пустить;

что на обед час, можно ходить обедать в кафе, их много в округе, а можно и приносить с собой (и есть прямо в театре, я так в общем и делал, и не я один);

что на многие шоу можно попасть бесплатно, но в общей сложности на интенсив приезжает по предварительным оценкам 112 человек, так что покупайте билеты, если хотите попасть на что-то конкретное (я так и сделал, в одной из записей — на что я купил билеты, сколько это стоило и стоило ли этого того).

Если не попали к нам — импров-театров полно, в окладе не останетесь; отдельно — [в других театрах, видимо] «ведите себя хорошо, вы представляете iO» (были, видимо, случаи);

Пятница — выходной, отдыхайте, потому что интенсив заберет у вас все силы. Если же силы еще есть, то по пятницам будут организованы элективы, семинары, мастер-классы. Они оплачиваются отдельно, стоимость от 20 до 60 долларов [в зависимости от преподавателя]. Самый дорогой был на Сьюзан Мессинг — пожалел денег, если честно, корю себя до сих пор.

Но если надоело учиться — вперед исследовать замечательный город Чикаго с его архитектурой, музеями и многонациональной культурой!

Еще про формирование групп: многие просят записать их вместе в одну группу (видимо, вместе играют, в одной команде), а многие наоборот — просят их разделить. Поэтому пришлите кратко информацию о вашем опыте в длинной форме.

О, я понял, почему мастер-класс Сьюзан Мессинг был самым дорогим, 60 долларов — это за два дня! Вот тормоз.

16 до 30 человек в группе. Как раз третьего августа, когда у счастливчиков на мастер-классе у Сьюзан Мессинг было второе занятие, я оказался в театре Дела Клоуза (тот, который на втором этаже в старом iO) — мне нужно было пройти в аудиторию на семинар к Дине Фэклис и я не знал, что есть второй вход (по лестнице со двора).

Так в вот на сцене в момент, когда я проходил по верхним рядам красных кресел было явно больше 30 человек. Сьюзан Мессинг повернула голову, посмотрела на меня, я извинился и она мне, как это ни странно, улыбнулась.

Так что, можно сказать, что я тоже был на мастер-классе у Сьюзан Мессинг. А вообще — не тормозите, идите на всё и у всех, особенно на фестивалях.

Рубрики
Импровизация Книга Открывая мир лучше

Интенсив в iO, цены

В отличие от Second City, где можно было записаться на интенсивы круглый год и по одной неделе, программа интенсивов iO в 2012 году состояла из двух двухнедельных (весенний и зимний) и одного летнего пятинедельного курсов.

«Открывая мир лучше. Импровизация без предлагаемых обстоятельств»
стр. 120

В 2012 году я ехал учиться уже осознанно. Я даже звал с собой импровизаторов с Лялиного переулка, где проводил занятия Николай Куликов-сотоварищи. В гугле были когда-то форумы, я туда писал, звал, но увы.

Дима Алексеев, который недавно приходил с женой и дочкой на мой новый «Дом с окнами в небо» ко мне на Белорусскую, кстати, неправ. Знать все эти слова необязательно, язык «на уровне носителя» чтобы учиться импрову иметь не нужно — на интенсиве были ребята со всего мира, с разным уровнем языка.

То, что язык не родной даже помогает — вместо того, чтобы «заговорить» сцену, ты естественным образом ищешь самые нужные слова, которых на всю сцену может быть одно-два. Сцена от этого не теряет смысл, а даже приобретает.

Как видите, основная программа интенсива мне стоила 1100 долларов — это пять недель с понедельника по четверг, по шесть часов в день с перерывом, то есть у меня было 40 занятий по 2,5 часа (27,5 долларов за занятие).

Плюс элективы, которых у меня было за пять недель три (первую неделю я приходил в себя после перелета, последняя неделя была выпускной). Итого около $1200, плюс-минус (разные элективы стоили по-разному, сейчас вижу по записям).

Рубрики
Импровизация Книга Открывая мир лучше

Интенсивы в SC, цены

В отличие от Second City, где можно было записаться на интенсивы круглый год и по одной неделе, программа интенсивов iO в 2012 году состояла из двух двухнедельных (весенний и зимний) и одного летнего пятинедельного курсов.

«Открывая мир лучше. Импровизация без предлагаемых обстоятельств»
стр. 120
Регистрация на первый недельный интенсив по импровизации в Second City.
Регистрация на первый недельный интенсив по комедийному скетчу в Second City.

Можно увидеть, что если на скетч еще было одно место, то на импров два человека уже были в листе ожидания.

Регистрация на второй недельный интенсив по импровизации в Second City.
Регистрация на первый недельный интенсив по комедийному скетчу в Second City.

На вторую неделю мест свободных было предостаточно, как на импровизацию, так и на скетч. Обратите внимание на требование — на второй уровень принимаются импровизаторы и комедийные драматурги, прошедшие первый уровень два года назад или меньше.

А вот и стоимость. Чем больше классов (занятий) за один раз ты берешь, тем больше скидка. Две недели в Second City, импров и скетч, мне обошлись в 1000 с небольшим долларов — это 20 занятий по 50 долларов каждое.