8. Не соглашаться соглашаясь

tj-and-dave

Пожалуй, один из первых уроков почти каждого начинающего импровизатора — это то, что в сцене ты обязан соглашаться: если в сцене все взволнованы или находятся в радостном ожидании, то ты обязан скопировать это состояние, чтобы быть в согласии со своими партнерами. Это делается в первую очередь для того, чтобы сцена “двигалась вперед” и не застревала в трясине бесконечных пререканий и споров. Если импровизатор соглашается, то он не “сталкивается” с другими импровизаторами, а движется с ними в одном направлении. Но участники дуэта TJ&Dave считают, что несогласие в сцене часто может быть формой согласия.

Согласие в импровизации, по мнению Ти-Джея Ягодовского и Дейвида Паскуэйзи есть, в первую очередь, взаимная договоренность между импровизаторами соглашаться, принимать установившуюся в сцене реальность. Импровизаторы обязаны соглашаться с реальностью открывшегося им мира, а вот персонажи, которых эти импровизаторы представляют такую реальность могут и не принимать. Иногда в сцене может возникнуть честный и открытый спор, и мы считаем это абсолютно нормальным явлением. Мы считаем, что не соглашаться можно, тем более если отстаивая свою точку зрения ты можешь ее четко аргументировать. Правило не спорить в сцене может быть с одной стороны полезным, но также может и мешать, потому что очень часто самые интересные сцены — это те, которые родились из несогласия и различия во мнениях.

Однажды весь наш спектакль был построен на несогласии между двумя персонажами: человеком, который пришел в ночной клуб потанцевать и охранником на двери, который в его в клуб не пускал, потому что искренне считал, что клуб забит до отказа и нужно ждать пока кто-нибудь выйдет. Охранник не мог взять и впустить этого человека в клуб, просто потому что кто-то вывел в свое время правило “Да, и” — он этого правила знать не знает, он — персонаж.  До момента, когда в конце концов охранник позволил первому персонажу войти в клуб, оба этих человека имели свои обратно противоположные точки зрения и искренне полагали, что они правы. Как результат, из простого “Впустите меня” — “Я не могу вас впустить, ждите” диалог превратился в интереснейший разговор, в котором было затронуто множество тем, начиная с принадлежности к определенной группе людей, желания изменить свою жизнь, попробовать что-то новое, заканчивая внутренней потребностью “найти настоящего себя”.

Несогласие между персонажами есть пример согласия импровизаторов с правдой жизни, открытой в этой сцене. Несмотря на спор и разницу в точках зрения на происходящее, эта сцена четко следовала настоящему духу правила “Да, и…”. Если бы охранник пустил первого персонажа в клуб, то он бы предал правду, уже установившуюся в этой сцене, и то, что могло бы стать целым спектаклем превратилось бы в проходной эпизод, отравив всё, что произошло бы после. Правда есть правда — если мир нам открылся на этом моменте, значит так оно и есть. Этот конфликт не был “выдуман”, не был состряпан заранее, чтобы было с чего начать сцену — он был там с самого начала, так нам открылся этот мир.

Естественно, нужно различать несогласие по поводу действительно важных вещей и несогласие по поводу того, например, какой марки автомобиль сейчас у импровизаторов в сцене, что очень часто происходит из-за страха и паники, возникающей у импровизаторов, когда они не знают как “двигать” сцену вперед, какое действие предпринять дальше.

Более того, хороший спор в сцене может быть знаком уважения импровизаторов друг к другу, когда всему происходящему в сцене, каждой детали, каждому слову уделяется самое пристальное внимание; ничего не упускается и не игнорируется, ничего не проходит мимо лишь потому что кто-то когда-то сказал “Да, и…”. Если ты знаешь заранее, что твоей ответ на любое предложение будет “Да, и…”, то какая же это тогда импровизация? Нам тогда и слушать нашего партнера незачем. Но если мы слушаем, и делаем это по-настоящему, по-честному, то и наша реакция будет настоящей и честной. Когда ты слышишь от своего партнера искреннее несогласие с тем, что ты только что сказал — это знак того, что возможно у вас на руках очень интересная сцена.

Переход к другим частям книги «Импровизация на скорости жизни» через меню в колонке слева.