7.1 Правил нет (Если тебе говорят, что есть, вспоминай, что Правил Нет)

tjanddavelaughing (1)

 

Людям нравятся правила: как ходить, как играть, как одеваться, что есть, чем дышать. Импровизация — не исключение. Давайте посмотрим на наши священные правила, следуя которым нам надлежит импровизировать:

  1. Всегда говори «Да, и…» или Никогда не говори нет. (Я твоя мама. — Ты не моя мама. Я твоя мама.)
  2. Будь знаком с персонажем своего партнера или Не будь незнакомцем на сцене. (Это когда сцена начинается со знакомства (Здравствуйте, меня зовут Петя. А вас?))
  3. Никогда не задавай вопросов. (Ты кто? Мы где?)
  4. Не говори о прошлом. (Ты же помнишь, что мы с тобой пошли в магазин, и ты потерял кошелек.)
  5. Как можно быстрее определи кто ты, где ты и что происходит (Мама, опять ты смотришь эту дурацкую мыльную оперу. Мы же собирались пойти мне за кроссовками.).
  6. Не делай «транзакционных» сцен (это когда импровизатор выходит на сцену с проблемой (у меня нет хлеба, телефона, кошки)  быстро (или нет) решает ее (покупает, находит, принимает в дар) и уходит (то есть конец сцены — это тот момент когда решается проблема). Или не делай сцен «учитель-ученик» (это когда всю сцену один персонаж учит другого как правильно прыгать/бегать/ходить как манекенщица/готовить борщ и прочее, прочее).
  7. Не надо рассказывать, показывай (это когда импровизатор буквально говорит о том, что он делает («так, возьмем огурец и нарежем. где, кстати нож? ах, вот он. какой хороший огурец)).

Все эти правила выводились импровизаторами годами. Они пытались понять почему одни сцены получаются («хорошие»), а другие нет («плохие, скучные, неинтересные»). Но ни в коем случае создатели этих правил, великие импровизаторы прошлого, не ставили перед собой целью ограничить или закрепостить импровизаторов будущего. Нет. Но такова уж природа человека — слепое поклонение правилам, дословное их исполнение, буквальное их понимание, как нам кажется, позволит нам «срезать», найти более короткий, легкий путь к мастерству. Мы требуем четких правил, рецептов, точных и желательно коротких ответов на наши вопросы.

Проблема заключается в том, что эффективность такого подхода тем быстрее стремится к нулю, чем дотошнее и точнее мы пытаемся этим правилам следовать. В этом слепом поклонении мы зачастую забываем, что правила есть лишь ряд точных наблюдений над удачными сценами. Давайте подробней разберем наши правила, и попытаемся понять, все ли там так строго.

Правило номер один, самое главное из самых главных правил импровизатора «Всегда говори да, и…». Слепое дословное следование этому правилу ведет к тому, что мы начинаем соглашаться на самые идиотские предложения в сцене без каких-либо на это причин и здравого смысла. («Давай спрыгнем с крыши.»)

Правило номер два: будь знаком с персонажем своего партнера по сцене. Это облегчает понимание взаимоотношений между персонажами, так как они имеют общее эмоционально заряженное прошлое. И еще это помогает избежать диалогов типа «Здравствуйте, меня зовут».  Все так. Но не могут все персонажи во всех сценах быть знакомыми. У нас было много хороших спектаклей, где главные персонажи даже отдаленно не были друг с другом знакомы. А были средние, где персонажи знали друг друга очень хорошо. И наоборот.

Три. Не задавай вопросов. Правило было выведено из справедливого наблюдения, что сцену чаще всего движет вперед не вопрос, но утверждение. Действительно, есть вопросы, которые можно условно назвать вопросами-лентяями, или вопросами-эгоистами, как например «Кто ты, где мы, что это такое?», с помощью которых импровизатор, осознанно или нет, перекладывает ответственность за сцену на своего партнера. Но есть и вопросы, которые помогают сцене, привнося в нее эмоции или новую информацию. «Ну, как вы после похорон? — Ничего, потихоньку.»

№ 4. Не говори о прошлом. Это правило своей целью имеет исключить ситуации, когда мы, вместо того, чтобы сосредоточиться на том, что происходит здесь и сейчас, начинаем жить прошлым, или даже в прошлом. «Ты же знаешь, что когда я был студентом, то я…» Однако мы люди, и мы рассказываем истории. А историй без прошлого не бывает. Вот так.

Что же касается правила номер пять, по которому, часто в первых трех репликах, нужно обязательно установить (заметьте, не открыть, а установить, то есть искусственно навязать) кто мы, где мы и что происходит, то забудьте о нем раз и навсегда. Позвольте себе спокойно и постепенно открывать мир своих героев, и в конце вы получите самые полные и исчерпывающие ответы на почти все ваши вопросы.

Шестое правило учит нас не учить других и не «ходить в магазин». Но если у такой сцены есть эмоциональный заряд, а импровизаторы сосредоточены на раскрытии отношений между персонажами, то какая разница, что в этот момент они делают, будь то покупают хлеб в булочной или учат танцевать.

И, наконец, правило номер семь, «Не говори, покажи». Мы с ним абсолютно согласны — чем говорить о том, что ты будешь делать, лучше просто взять это и сделать. Резать салат, говорить о погоде, думать о любви.