Что такое новелльная форма импровизации

Меня часто спрашивают, что такое новелльная форма импровизации, ведь именно в этом виде мы представляем наш отчетный спектакль после каждого курса, и именно эту форму я играю в дуэте.
 
Новелльная форма — это импровизационный спектакль, выстроенный из нескольких новелл, рассказов о наших современниках, людях, живущих в одном мире здесь и сейчас. В дуэте у нас обычно три новеллы, три пары людей, чаще не знакомых друг с другом, я имею в виду пары между собой. В групповой импровизации таких новелл ровно по количеству пар импровизаторов.
 
В начале спектакля мы не берем предложений из зала, от зрителей. Мы верим в то, что мир наших персонажей уже существует, уже присутствует на сцене, в сценическом пространстве, и нам осталось его только открыть. Это очень важный момент, мы не пишем, не сочиняем и не придумываем, ты открываем уже существующий мир, мир, который нужно просто увидеть.
 
Это как бы классический театр наоборот: мы начинаем с конца цепочки “драматург — режиссер — актеры — спектакль”, то есть мы сначала играем как бы уже готовый спектакль, и лишь потом, часто спустя часы после его окончания, понимаем, что это была за пьеса, кто были эти персонажи, какую задачу поставил режиссер, о чем это все было.
 
В среднем одна сцена в этом виде импровизации длится пять минут, чуть дольше в начале спектакля, так как нужно больше времени на “открытие” мира и чуть короче в конце, отвечая на растущее напряжение в сцене, которое в свою очередь ведет к кульминации.
 
Мы возвращаемся к нашим парам персонажей за спектакль несколько раз, наблюдая за раскрытием отношений между ними в реальном времени. Поэтому, если у нас было изначально три пары, то во второй раз мы увидим, например, первую пару спустя приблизительно десять минут. Скачок во времени или пространстве, а часто одно предполагает другое, случается уже ближе к концу спектакля.
 
Сквозного законченного сюжета в этом виде импровизации нет, не на все вопросы, поднятые в течение спектакля мы получим ответы. Это скорее, в терминах Роберта Макки, “полусюжет”. Миры персонажей связаны между собой не сюжетом и событиями, а общей темой или темами, которые обнаруживают себя во время импровизации.
 
Это форма родилась из моего базового импровизаторского образования, летнего пятинедельного интенсива-погружения в школе театра импровизации Improv Olympic, iO, пройти который я всем настоятельно рекомендую, где учат “Гарольду”, прародителю всех импровизационных форм; моей увлеченности творчеством дуэта импровизаторов Ти-Джея Ягодовского и Дейвида Паскуэйзи, дуэта TJ&Dave; и моей любви к фильмам Тарковского, как бы избито это не звучало. Его “Лекции по кинорежиссуре”, кстати, если заменить слово кино, на слово импровизация, я могу смело рекомендовать в качестве учебника импровизации, “импровизации на скорости жизни”.
#импров #riif2018